Круглый стол на тему «Основные моменты второго и третьего уровней пенсионной реформы»: разъяснения от авторов законопроекта

  • 22/06/2018

Основные аспекты реализации пенсионной реформы в Украине, в частности законопроект № 6677 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования», обсудили в ходе круглого стола народные депутаты, эксперты, чиновники в пресс-центре ЛИГАБизнесИнформ.

20 июня компания ЛИГА:ЗАКОН провела круглый стол на тему: «Основные моменты второго и третьего уровней пенсионной реформы». В обсуждении довольно актуальной темы общества, напрямую касающейся всех граждан, приняли участие: Юрий Соловей, народный депутат, БПП «Солидарность»; Валерий Карпунцов, народный депутат, БПП «Солидарность»; Наталья Веселова, народный депутат; Александр Залетов, член комиссии Нацкомфинуслуг Украина; Юрий Бурков, директор АПФ «Центр персонифицированного учета», член совета Национальной ассоциации пенсионных фондов и администраторов (НАПФА); Татьяна Сальникова, Председатель совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов; Юрий Цыганок, руководитель Центра аналитики бухгалтерского направления компании ЛИГА:ЗАКОН.

Один из авторов законодательной инициативы народный депутат («Солидарность», БПП) Юрий Соловей отметил, что законопроект определяет концепцию новой политики в сфере пенсионного обеспечения Украины. «Солидарная система уже сегодня, не говоря о перспективе следующих 30 лет, себя исчерпывает», – констатировал он.

Юрий Соловей напомнил, что фактически бюджет Пенсионного фонда на 50 % состоит из государственных дотаций. «По большому счету, нужно честно сказать, что сегодня выплата пенсий – это социальная помощь со стороны государства», – сказал он.

«Исходя из этого, – продолжил парламентарий, – Украина нуждается в новой пенсионной политике. Это обусловлено негативной демографической ситуацией, массовым выездом за рубеж граждан, а также тем, что в стране так и не удалось создать условия для детенизации зарплат, несмотря на снижение социального взноса для работодателей.

Если мы говорим о том, какой должна быть пенсионная политика Украины, то, по нашему мнению, не нужно выдумывать велосипед. Нам нужно сделать анализ всех нынешних успешных практик в мире. И их модификацию внедрить в Украине», – считает Юрий Соловей.

«Мировой опыт свидетельствует, – сказал он, – что преодоление кризисных явлений в таких странах как Чили или Польша стало возможным благодаря внедрению пенсионной реформы. Соответственно, ряд народных депутатов выступили с инициативой внедрения с 1 января 2019 года обязательной накопительной пенсионной системы. При этом, – добавил народный депутат, – эта норма уже существует в действующем законодательстве.

Таким образом, можно либо внедрять накопительную систему, основываясь на действующей нормативной базе, либо принять законопроект № 6677. Поэтому наше предложение состоит в том, чтобы рассмотреть этот законопроект в ближайшее время», – сказал народный депутат, выразив надежду, что нормативный акт в первом чтении будет принят уже на этой парламентской сессии.

В свою очередь народный депутат Украины («Солидарность», БПП) Валерий Карпунцов подчеркнул, что внедрение системы создаст условия для стабильности системы и детенизации средств, что, соответственно, будет мотивировать экономику страны к росту. «Понятно, что и принимающий участие в этой системе субъект будет иметь персональные выгоды, персональный счет, сможет оперировать им в различных сферах жизнедеятельности», – сказал он, добавив, что различные фобии сдерживают развитие этого сегмента.

Директор департамента Министерства социальной политики Украины Валентина Кудин признала, что одним из плюсов солидарной системы является ее надежность и стабильность. «Но еще в 2004 году было сказано, что солидарной системы недостаточно для того, чтобы была достойная пенсия», – отметила она.

В то же время она добавила, что основная задача как солидарной, так и накопительной системы – вернуть человеку средства, которые он отчислял на протяжении трудовой деятельности. При этом необходимо повысить роль «разумного человека» в вопросе возврата средств. В данном случае эта роль может быть возложена на Совет накопительного фонда. «Я акцентирую внимание на том, что это система для молодежи. Она будет распространяться на занятое население, а не на то, которое сегодня официально не работает», – сказала Валентина Кудин.

Председатель совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов Татьяна Сальникова согласилась с тем, что одним из наиболее важных является вопрос защиты средств граждан. В частности, речь идет о рисках внедрения накопительной системы во время кризиса.

По ее словам, чтобы минимизировать потери, необходима диверсификация рисков. «Фонды, которые это делали, обеспечивали доходность от 80 до 90 %», – отметила Татьяна Сальникова.

Немаловажным, считает Председатель совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов, является также предоставление возможности гражданину перевести средства в другой фонд. Соответственно, для этого необходимо достаточное количество данных фондов.

«То есть первое – диверсификация средств. Второе – возможность человека перевести свои средства в любой другой фонд. Это обязывает человека быть более ответственным за свое будущее. Это будет повышать качество услуг и прозрачность», – подытожила она.

Участники дискуссии остановились на конкретных положениях законопроекта, высказали свои опасения и пожелания по поводу дальнейшего реформирования пенсионной системы.