СТРЕСС-ПОЛИГОН для БИЗНЕСА: Налоги и собственность – дискуссионная панель

  • 20/12/2016

2016 год стал для украинского бизнеса настоящим тестом на выживание – реальным стресс-полигоном. Количество юридических и финансовых нюансов, внедренных в 2016 году, научило многих бизнесменов быстро адаптироваться к новым правилам игры. Однако процесс имплементации новшеств происходит не безболезненно.

Компания ЛИГА:ЗАКОН провела специальный опрос экспертов и представителей бизнеса – предпринимателей, юристов, финансистов, топ-менеджеров, и определила наиболее актуальные и при этом стрессовые нововведения года, которые были вынесены на повестку дня итогового события года – дискуссионной панели «Украина – стресс-полигон для бизнеса».

«ЛИГА:ЗАКОН проводит данные мероприятия с целью наладить диалог между бизнесом и властью, и они по праву уже считаются визитной карточкой нашей компании», – прокомментировала Оксана Маляренко, маркетинг-директор компании ЛИГА:ЗАКОН.

В рамках дискуссионной панели, которая состоялась 15 декабря в Киеве  и стала завершающим событием в череде активностей к 25-летию ЛИГА:ЗАКОН под слоганом ЛИГА:ЗАКОН.СЕРЬЕЗНО, народные депутаты, чиновники, представители реального сектора экономики обсудили вопросы, связанные с повышением минимальной заработной платы, изменением ставки единого социального взноса, а также вопросы собственности.

В ходе мероприятия отмечалось, что с 1 января 2016 года ставка единого социального взноса (ЕСВ) уменьшилась до 22 %, был ликвидирован взнос в размере 3,6 %, который удерживался с работника. Эти изменения были направлены, прежде всего, на легализацию зарплат в частном секторе экономики. Однако существенных изменений от либерализации ставок ЕСВ не произошло. Далеко не весь малый и средний бизнес решил отказаться от выплаты заработной платы «в конвертах». Повышение размера минимальной зарплаты вдвое уже с 1 января 2017 года – еще одна инициатива правительства, которая может оставить значительную часть предпринимателей за гранью выживания.

Во властных кабинетах считают, что такие шаги, прежде всего, помогут сократить дефицит Пенсионного фонда. В то же время работодатели не слишком довольны таким развитием событий.   

Народный депутат Верховной Рады VIII созыва, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий считает, что вопрос повышения минимальной заработной платы является актуальным, дискуссии может вызывать разве что размер повышения. «Фактически, минимальная заработная плата – это административный инструмент. Он не говорит об уровне зарплат в государстве. Он административно позволяет подтянуть уровень минимальной зарплаты в стране до реального уровня», — подчеркнул Андрей Журжий.

press-konf-045

Он уверен, что рост минимальной заработной платы в перспективе позволит довольно серьезно повлиять на поступления в госбюджет и Пенсионный фонд. Это, по мнению Андрея Журжия, в свою очередь, позволит увеличить социальные стандарты, и, соответственно, покупательную способность населения.

Первый заместитель Председателя правления Пенсионного фонда Украины Николай Шамбир отметил, что потери бюджета от снижения ставки ЕСВ составляют на сегодняшний день 93 млрд грн. При этом дефицит Пенсионного фонда составляет 81,7 млрд.

Он заметил, что проблема низких пенсий в Украине – производная от зарплатной проблемы. «Поэтому, конечно, повышение заработной платы с января, с моей точки зрения, это первый шаг в реформировании заработной платы», – подчеркнул он, добавив, что не может быть при низкой заработной плате высокой пенсии.

press-konf-004

В свою очередь, начальник управления администрирования единого взноса и методологии Департамента доходов и сборов с физических лиц ГФС Украины Светлана Кепина обратила внимание на то, что с уменьшением ставки ЕСВ наблюдается увеличение Фонда оплаты труда в пределах 25 %. «То есть работодатели, у которых освободились средства… скорее всего, направили (эти средства) на повышение заработной платы», – считает она.

Светлана Кепина напомнила, что на 2016 год Министерством экономического развития и торговли Украины фонд оплаты труда утверждался на уровне 589 млрд грн. «Но по предварительным расчетам мы видим, что даже получим больше… И поскольку увеличивается заработная плата, соответственно, идут отчисления налога на доходы физических лиц», – добавила она.

Заместитель директора Департамента налогов и сборов с физических лиц ГФС Украины Татьяна Федченко коснулась вопроса налога на доходы с физических лиц. Она констатировала рост поступлений от НДФЛ. Так, если в 2015 году поступило 91 млрд грн, то за 11 месяцев – уже 112 млрд грн. «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились больше чем на 40 %», – подчеркнула она.

«Что касается следующего года, то в связи с увеличением минимально заработной платы… ожидается увеличение поступлений по НДФЛ более чем на 20 %», – сообщила Татьяна Федченко.

«Решение о повышении размера минимальной зарплаты нельзя оценивать однобоко. С одной стороны, можно понять недовольство малого бизнеса, для которого повышается размер ежемесячных платежей. С другой стороны, крупный бизнес, выплачивающий зарплаты легально, также абсолютно справедливо требует поставить всех в одинаковые конкурентные условия в части налогообложения зарплат. И, наконец, необходимость сократить дефицит Пенсионного фонда также нельзя сбрасывать со счетов. Кстати, если бы минимальная зарплата была повышена еще год назад, одновременно со снижением ставки единого социального взноса, то никто вообще бы не возражал», – подытожил первую тему модератор дискуссионной панели, руководитель бухгалтерского направления компании ЛИГА:ЗАКОН Юрий Цыганок.

press-konf-006

В ходе мероприятия также обсуждались актуальные вопросы собственности в Украине. Так, в ноябре прошлого года Парламент принял три законопроекта, которые призваны упростить регистрацию бизнеса и недвижимости. Новое законодательство открывает возможность для регистрации бизнеса и недвижимости не только в регистрационных офисах, но и у нотариусов, в аккредитованных банках или центрах предоставления админуслуг местных советов.

Таким образом, Минюст отказался от части своих полномочий, передавая эти полномочия в частный сектор и органам местного самоуправления. По стране прокатилась волна рейдерства. Все дела похожи: собственники бизнеса считают, что в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей внесены изменения в состав собственников и изменены руководители. Чтобы усложнить борьбу за возврат собственности, собственником становился иностранец или юрлицо-нерезидент.

Недавно народные депутаты исправили эту ошибку – Верховная Рада приняла так называемый «антирейдерский закон», который усиливает защиту прав собственности при регистрационных действиях, административную и уголовную ответственность субъектов регистрационных действий, участников заговора. Как рассказал заместитель Министра юстиции по вопросам государственной регистрации Павел Мороз, на действия регистраторов и нотариусов, совершенные уже после вступления Закона в силу, поступило всего 23 жалобы, причем ни в одном из этих случаев после предварительного рассмотрения не усматривается признаков рейдерских схем.

В целом, данные изменения закрывают возможности использования большинства привычных для рейдеров способов действий, в том числе тех, которые были разработаны еще в 90-е годы. В частности, практически исключены захваты собственности на основании поддельных решений судов.

При этом Министерство осознает, что рейдеры не будут сидеть сложа руки, и готово оперативно реагировать на вновь разработанные схемы. К тому же в некоторых случаях нормы Закона № 1666 прописаны не слишком удачно, о чем рассказала Вольга Шейко, юрист Asters. Это может повлечь проблемы на практике именно для добросовестных собственников.

В принципе, Минюст готов реагировать на критику, и поэтому г-н Мороз анонсировал создание в начале следующего года рабочей группы по доработке законодательства с учетом новых реалий. К участию в данной группе приглашаются все заинтересованные лица, которые имеют предложения по улучшению законодательства о государственной регистрации бизнеса и прав на недвижимость.

press-konf-001

Как отметил Руководитель Центра аналитическо-правовой информации компании ЛИГА:ЗАКОН Александр Попов, реальные результаты внедрения норм «антирейдерского закона» станут понятны лишь в 2017 году. Впрочем, в любом случае можно констатировать, что на примере данного Закона мы можем видеть прекрасный образец реально эффективного взаимодействия бизнеса и власти в процессе совершенствования законодательства.

«Мы не можем гарантировать, что 2017 год будет простым. Украине предстоит сделать очень многое. Чтобы улучшить инвестиционный климат, нужны реформы, возможно, болезненные, не обязательно имеющие мгновенный эффект, но реальные. И наша задача – неравнодушных участников бизнеса – стимулировать эти реформы, максимально быстро их запускать и помогать в продвижении. Не спать, не прятаться за границей. Не стоять в стороне, ожидая, когда за нас это сделает кто-то другой. А действовать. Другого пути у бизнеса и страны нет», – подытожила маркетинг-директор Оксана Маляренко.